Уточним сразу — этот ностальгические текст о Советской Армии, символом которой для миллионов солдат и сержантов срочной службы стали сапоги и солдатская пилотка. Мы не претендуем на энциклопедичность изложения.
Приказ Министра Обороны СССР № 250 1988 года вводил новую полевую форму, уже давно на тот момент известную как «афганка», но в качестве повседневной все еще оставалась старая — образца 1969 года. Остатки с вещевых складов Советской Армии донашивали и после краха СССР, так что пилотки теоретически могли встретиться и в Армии РФ в 90-х. А сама история этого оригинального головного убора в России прослеживается аж с 1913 года, о чем мы еще подробно расскажем в этой статье.
Вот в таком виде пилотка просуществовала точно более 55 лет без заметных изменений. Приличный срок. В РККА пилотки введены в 1935 году в качестве повседневного головного убора для красноармейцев и командиров. Снимок 1941 года.
Автор (третий справа) и его друзья, 1988 год. В то время военная мода требовала носить головной убор с плотно сомкнутыми верхними краями. Фрейдистские ассоциации сержантов из учебки напрочь отбивали привычку нахлобучивать пилотку на голову, т.к. в результате края расходились, напоминая нечто такое, что головной убор воина напоминать не должен. Но в полях уже становилась не до красоты и пилотка надвигалась на самые уши.
4 мая 1990 года, Рига. Советские солдаты в повседневной форме по приказу № 250 1988 года — нет цветных погон и петлиц, эмблемы защитного цвета, но покрой ХБ все еще старый, образца 1969 года. Ну, и пилотки, конечно.
Автор, кстати, проносил сей головной убор все честные два года, меняя зимой на шапку, конечно. Мы бегали в пилотках марш-броски по 12 км (ПрикВО), ходили в караулы и наряды, работали, выполняли свои служебные обязанности на дежурстве и никакого неудобства не испытывали.
Ни разу я не слышал бранного слова ни о сапогах, ни о пилотке и от доброго десятка моих воевавших в Великую Отечественную деревенских родственников, которых я всех, чтобы не путаться в степени родства, именовал «дедушка».
Не слетала пилотка с головы, не мешало отсутствие козырька и прочих нужных деталей. Зато ее было удобно сунуть за ремень, положить под голову, чтоб на коротком привале не лезла в уши трава, на нее легко надевалась каска, за отворотом прятались нитки и иголки и «убить», в смысле порвать, пилотку, кажется, было решительно невозможно. Ко всему можно привыкнуть, а плохому танцору мешают даже собственные гениталии, как известно. Плохому же солдату будет мешать и эксклюзивный камуфляж с не менее эксклюзивными берцами.
Для жаркого климата в Советской Армии была предназначена панама, а для средней полосы и массовой призывной Армии пилотка, простая и дешевая, была в самый раз.
Отсутствие козырька это ведь не всегда недостаток фасона. Особенно если головной убор носят в условиях тесных помещений. Поэтому пилотки у офицеров РВСН, например, были обычным элементом повседневной формы, хотя и отличались от солдатских оформлением и материалом.
Ниже образцы формы одежды солдат, сержантов, курсантов и офицеров Советской Армии по приказу 1988 года (иллюстрации из приказа).
Иллюстрации из Приказа МО СССР от 4 марта 1988 года «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота.»
Впервые, если ничего не путают историки, пилотка в армии Российской Империи появилась к 1913 году в качестве сменного головного убора авиаторов. «Складная шапка» легко пряталась за ремень, под погон, за пазуху и при этом не теряла своего внешнего вида.
Не вдаваясь в детали оформления и тонкости униформистики, просто отметим сам фасон. Как уже говорилось, отсутствие козырька уменьшает вероятность зацепить этой деталью что-то такое, что лучше не цеплять. Этот факт прекрасно оценили солдаты первых штурмовых подразделений (команд) Российской Императорской Армии, которых еще называли «бомбометателями», а иногда по старинке — гренадерами.
Пилотка с 1916 года стала официальным элементом обмундирования в военных училищах. Причем эту традицию продолжили и красные курсанты. Ниже снимок 1920 года.
Курсанты-артиллеристы. 1920 год.
Вообще, пилотка встречалась в период Революции и Гражданской войны весьма часто, если верить сохранившимся снимкам. Особенно много таких фото из армии Колчака.
В Сибири действовали разнообразные иностранные формирования, например сербские, которые носили похожие головные уборы, да и снабжение в те годы было налажено не лучшим образом — в дело шли любые запасы.
Форму РККА разрабатывали не дизайнеры и не кутюрье. Ее шили для войны, а не для освоения бюджета и поддержки отечественного производителя. Люди, которые данным процессом руководили, понимали, что делали. Замена фуражек и буденовок на пилотки и шапки-ушанки произошла не просто так. Не по причине личных предпочтений государя-императора, а по причине целесообразности — военной и экономической.
Красноармейцы 1929 год.
Времена меняются, люди меняются, меняются и подходы к разработке военной формы, требования к комплекту обмундирования бойца. Общая тенденция тут очевидна — усложнение и удорожание. Наверное, это правильно. Наверное. А там время покажет.
Самый бессмысленный головной убор. Еще на КМБ облезли уши. Это севера, кстати говоря. Он не защищает ни от жары, ни от холода, ни от солнца. Единственное, чем он удобен, его очень удобно хранить в снятом состоянии. А уж где хранить иголки с нитками, это как-нибудь можно решить. Кепка от афганки на порядок более функциональная.
Не согласен, что пилотка «самый бессмысленный головной убор»! В ней полосу препятствий лучше преодолевать. Довелось поносить пилотку, шапку и панаму, а кепи («афганку») ввели уже позже. Домой уехал в фуражке. Кстати, иголку с нитками белого и чёрного цвета хранили в любом головном уборе. Автор ещё сгладил углы: наш сержант в учебке говорил просто и доходчиво — «Сними пиzду, надень пилотку!» А ушедшее в народ: «К пустой голове руку не прикладывают!»? Так что скорее это не «реквием», а ностальгия по ушедшей молодости, которая в сапогах и бессмертна…