Продолжаем публикацию материалов Игоря Александрова (псевдоним), полные версии которых читатель может найти на его личном канале (ссылка активна).
Я хочу изложить свою точку зрения на афганских душманов и на некоторые современные проблемы. Это не научный труд, не политическая заказная статья, а только лишь мнение участника событий. Поэтому всех ученых, политиков, экспертов, корифеев прошу строго не судить. Кроме того, я не даю оценку решениям Советского руководства. Статья предназначается для молодых воинов.
Война в Афганистане описана во многих научных работах, мемуарах, литературных произведениях, я не ставлю целью их пересказ, но хочу выделить некоторые моменты. Кто был нашим противником? Используя политические термины можно сказать, что «вооруженные формирования непримиримой оппозиции». В советской прессе встречались термины «незаконные вооруженные формирования» или просто «бандформирования». Сами афганцы называли их басмачами или душманами. Дословный перевод: басмач – налетчик, душман –враг, злодей.
Название «душман» переняли наши войска, правда немного его русифицировали до «духа», «душары», иногда ласково «душики». Но сами душманы называли себя «моджахедами».
Википедия дает такое определение: «Моджахеды (араб. مجاهدmujāhid, mujahiddin — защитник веры, воюющий за религию или за родину) —члены нерегулярных вооружённых групп, мотивированные исламской идеологией, организованные в единую повстанческую силу в период гражданской войны в ДРА и Афганистане, воевали против законного правительства Афганистана и Советской Армии, в 1979 — 1992 годах.»
Согласитесь, что разница между злодеем-бандитом-налетчиком и защитником веры, воюющим за религию или за родину, имеется. В некоторых странах были моджахеды, которые действительно боролись с западными колонизаторами за свободу и независимость своих стран. Их имена овеяны ореолом заслуженной славы. Но все-таки, кем были афганские оппозиционеры – душманами или моджахедами? Для нас однозначно душманами. А для собственного народа? Сразу скажу, что обычными бандитами они не были точно. Опыт афганской войны показал, что эти так называемые банды являлись самыми настоящими воинскими формированиями с достаточно жесткой организационной структурой, единым вооружением и даже обмундированием, имеющими все внешние признаки регулярной армии. Об этом же свидетельствует и своеобразная единая система обучения боевиков в учебных лагерях на территориях других государств и организованная их переброска для пополнения своих отрядов.
В Панджшерском ущелье действовала настоящая армия под единым командованием Ахмад-шаха Масуда. Это было, наверное, самое боеспособное формирование оппозиции. В последующем в борьбе с другими полевыми командирами Ахмад-шах распространил свою власть на несколько провинций Афганистана, населенных этническими таджиками, создав так называемый Масудистан.
Душманы довольно успешно применяли такие формы партизанских действий, как засады, налеты, минирование маршрутов движения войск, обстрелы объектов, диверсионные и террористические акты. При этом преследовалась цель– прервать или серьезно затруднить движение государственного транспорта с народнохозяйственными грузами, а также военных колонн, подорвав тем самым экономику страны и снабжение войск.
Итак, начну с вождей душманов. Сразу скажу, что это были люди талантливые, харизматичные, подготовленные в военном отношении, которые пользовались большим влиянием и авторитетом среди афганцев. Но каков был или есть итог их деятельности? Немного истории. Правил Афганистаном падишах Захир-шах. Долго правил, почти 40 лет. Боролся за научно-техническое развитие, дал стране прогрессивную конституцию, хотел всем афганцам добра. Был большим другом Советского Союза, чуть ли не каждый год приезжал с официальным визитом или просто так, с Л.И. Брежневым поохотиться. Однако жил афганский народ бедно. Я сам это видел в Панджшере и в других местах. Везде преобладал ручной труд. Крестьяне в корзинах носили землю на гору, устраивали террасы, потом также туда таскали воду для полива. На равнине не лучше. Все вручную. Земля и вода принадлежали помещикам, которым крестьяне – арендаторы отдавали часть урожая. Жили впроголодь, питались в основном рисом и хлебом, мясо стоило очень дорого. Зачастую вместо сахара использовали сушёные плоды тутовника. При этом сами афганцы народ очень трудолюбивый и очень честный. На воротах замков не вешали, воровства не знали.
Был у Захир-шаха двоюродный брат Мухаммед Дауд, профессиональный военный и политик. Он тоже хотел процветания Афганистана. И считал, что у него получится лучше, чем у брата. Поэтому в 1973 году устроил военный переворот, сверг брата, отменил монархию, объявил Афганистан республикой, со временем стал ее президентом. Начал прогрессивные экономические преобразования, даже национализировал некоторые частные компании и все частные банки. Приступил к земельной реформе, направленной против помещиков. В то же время правил авторитарно, разогнал парламент, запретил политические партии. Этим он настроил против себя часть духовенства, помещиков, всех сторонников консервативного уклада. Забегая вперед, скажу, что по нашим советским меркам Дауд реформатором был скромным. И левые силы были этим недовольны. В конечном итоге в 1978 году они его свергнут под руководством НДПА. Но поначалу левые Дауду как минимум не мешают, а то и помогают.
Клерикально-консервативные круги начали борьбу с режимом Дауда. И тут на исторической сцене появляются будущие вожди душманов. Знакомьтесь. Бурхануддин Раббани. После переворота Дауда эмигрировал в Пакистан. Был одним из командующих афганскими моджахедами, численность его боевиков превышала 20 тысяч человек. В будущем президент Афганистана. Гульбеддин Хекматиар. После переворота Дауда эмигрировал в Пакистан, потом возглавил выступление против него в Панджшере. В будущем премьер-министр Афганистана. Ахмад-шах Масуд. О нем уже говорилось выше. После переворота Дауда эмигрировал в Пакистан, после принял участие в Панджшерском восстании против Дауда. В будущем военный министр Афганистана. Мохаммад Юнус Халес. После переворота Дауда эмигрировал в Пакистан. Многие командиры моджахедов, включая Абдул Хака, Амина Вардака и Джалалуддина Хаккани, находились в подчинении Халеса. В будущем Халес участвовал в Исламском Временном правительстве. Потерпев поражение от сторонников Дауда, будущие вожди душманов оказались в Пакистане, где им была оказана некоторая помощь. Они так бы и вредили Дауду по мелочам, но резко меняется политическая обстановка. Происходит апрельская революция, затем ввод Советских войск. И сразу возникает большой интерес к этим разгромленным оппозиционерам со стороны США, Саудовской Аравии, Китая, Ирана. Теперь им оказывается серьезная финансовая и военная помощь.
Вожди душманов провозглашают основной принцип: «Долг каждого афганца— защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам» и ставят целью своей вооруженной борьбы вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане. Правда при этом во время военных действий сильно страдают мирные жители, разрушается итак отсталая экономика. Но ведь идет «священная война», можно потерпеть. При этом вожди не гнушаются в самый разгар боев против «неверных» устраивать междусобойчики за передел иностранной помощи и территорий. Сам был свидетелем, как воевали друг против друга Ахмад-шах и Гульбеддин. Благодаря иностранной финансовой и военной помощи уже после вывода Советских войск душманские вожди наконец захватывают власть в Афганистане. Простые афганцы-душманы-моджахеды свой «долг» выполнили. Дело за вождями. Вот теперь они развернутся, построят справедливое общество, накормят голодных, построят современные сельское хозяйство и промышленность. Как говорится, земля крестьянам, фабрики рабочим, мир народам. Все по справедливости, как обещали. Но нет.
Победившие вожди тут же начинают кровавую свару между собой. Ахмад-шах опять, как в старые добрые времена, когда Советские войска находились в Афганистане, воюет против Гульбеддина. Делят Кабул. Опять гибнут люди, разрушаются дома, реформы не проводятся, промышленность и сельское хозяйство не развиваются, точнее развиваются, но в части производства опиума. Вожди и вождишки богатеют, народ нищает, хотя больше нищать, наверное, уже невозможно.
А разве можно было усомниться в том, что будет именно такой результат? Разве люди, недовольные даже скромными реформами Дауда, могли бы реформировать архаичное афганское общество, избавиться от феодализма, наделить крестьян землей и водой, построить современную промышленность, да хотя бы одну железную дорогу провести, которых в Афгане до революции вообще не было? Неужели кто-то всерьез мог подумать, что их старые «друзья» —американцы будут безвозмездно строить в Афганистане дороги, заводы, электростанции, школы, больницы, как это делал Советский Союз? Кроме СССР больше в мире «дурних немае».
Пройдет несколько лет и правительство «душманских вождей» будет сметено талибами, поддержанными большинством населения. На НАТОвских «штыках» они еще раз вернутся во власть, пока не будут окончательно побеждены талибами сразу же после вывода иностранных войск. Народ Афганистана понял, кто ему друг, а кто враг – душман. Мое мнение: вожди душманов никакие не моджахеды, а злейшие враги афганского народа. Эти вожди преследовали свои политические цели, в самый разгар боев с нами они могли сцепится между собой. Они обманули простых людей, умело сыграв на их национальных и религиозных чувствах, оторвали Афганистан от единственного бескорыстного друга – Советского Союза, лишили свой народ исторической перспективы. Ведь не будь разрушительной гражданской войны, Афганистан гарантированно с помощью Советского Союза построил бы современную экономику, стал бы не хуже наших среднеазиатских республик. Но не срослось. Благодаря стараниям этих вождей до недавних пор на афганской земле шла война, там опять находились иноземцы, «неверные» и с ними опять, как в старые времена, сражались афганцы. Мы ушли в 1989 году, а война продолжалась еще тридцать лет.
По большому счету какое нам дело, как афганцы кого называют. Пусть хоть эльфами и орками зовутся, лишь бы к нам не лезли. Но речь идет уже не об афганцах. Наша пресса, некоторые статьи в Интернете давно уже называют душманов моджахедами. Даже Википедия дает именно такой термин. Вроде бы какая разница, душман или моджахед. Оказывается, огромная. Напомню, что с арабского моджахед – защитник веры, воюющий за религию или за родину .Во-первых, против кого эти «моджахеды» боролись за веру, за религию? Наши войска никакого ущемления религии не допускали, верующих людей не преследовали, в Маркса-Ленина верить не заставляли, мечетей не разрушали ,священнослужителей не убивали. Хоть с утра частенько нас и будил муэдзин призывом к утренней молитве, но не помню, чтобы кто-нибудь относился к этому со злобой. Наши воины из Средней Азии всячески демонстрировали, что они такие-же мусульмане, как и афганцы. Так почему же борцов против нас причислять к борцам за веру?
Во-вторых, против кого эти «моджахеды» боролись за Родину? Разве мы хотели Афганистан завоевать? Завоеватели так себя не ведут. Они грабят завоеванные страны, вывозят богатства, угоняют или уничтожают население. Мы же наоборот, оказывали честно говоря нищему населению Афганистана помощь продовольствием, медикаментами, топливом, сельскохозяйственной техникой, строили объекты промышленности, электростанции и много чего другого. Так почему же борцов против нас причислять к борцам за Родину?
В-третьих, воевали душманы против нас не за религию и Родину, а за власть и богатства. Колоссальная иностранная помощь позволяла содержать крупные вооруженные формирования. Проще говоря, зарплаты у душманов, даже у рядовых, по афганским меркам были хорошие. Но вот называют душманов «моджахедами». Но тогда получается, что мы воевали не против врагов народной власти, а вторглись в Афганистан чтобы его захватить, уничтожали религию. И опять же есть статьи, где так и сказано – «Советское вторжение в Афганистан» или «вторжение Советских войск в Афганистан».
Даже смешно мне, военному профессионалу. Хотели бы вторгнуться, так бы вторглись, что от Афганистана бы даже памяти не осталось. Были бы какие-нибудь Бактрийская ССР и Панджшерская АССР. Некоторые горе-историки дописались до «Советско-афганской войны». Дальше больше, нас, воинов- интернационалистов стали в некоторых статьях называть «оккупантами». Но мы не вторгались, не оккупировали, а пришли как друзья, пришли помочь, защитить простых людей от феодалов и помещиков, помочь построить справедливую жизнь, где нет бедных и голодных. Мы понесли большие материальные затраты, пожертвовали самым дорогим – жизнью и здоровьем наших соотечественников. А теперь некоторые деятели воинов, жертвовавших жизнью во имя счастья абсолютно чужих людей, причисляют к оккупантам. Итак, наблюдаем вроде безобидную игру слов: душман – моджахед; А дальше уже не так безобидно: ввод войск по просьбе законного правительства Афганистана – вторжение Советских войск в Афганистан; оказание помощи правительственным войскам Афганистана – советско-афганская – война; И наконец венец этой игры слов, очень опасная подмена понятий: воин – интернационалист – оккупант.
В чем же опасность? Вспомните фильм «Звездный десант 2: Герой Федерации». Лейтмотив фильма, девиз, лозунг, как угодно – «Нам нужны герои». Для воспитания новых поколений воинов и героев. В нашей стране всегда очень уважительно относились к воинам – афганцам, считали и считают их героями. Можно сказать, что на примерах героизма воинов– интернационалистов воспитывалось подрастающее поколение защитников Родины. И еще, афганская война – последняя, в которой воевали все народы СССР в едином строю. Афганцы не признают границ между республиками, все считаются братьями независимо от гражданства. Можно сказать, что афганская дружба – это одна из невидимых нитей, еще связывающая все части нашей общей Родины. А теперь с одного раза догадайтесь, кому выгодно развенчивание героизма воинов – интернационалистов. Правильно, врагам, предки которых немало способствовали развалу Советского Союза, врагам, которые сейчас работают над развалом уже Российской Федерации.
Будущие прогнозы неутешительны для нашей страны. Мы слишком богатые по сравнению с окружающими. И нас слишком мало. Нам грозят «ресурсные войны». Об этом я уже разместил статьи на Дзен «День Воина», «Пророчества Кассандры» и «День Защитника, день Воина». Нужно готовиться к защите нашей страны, нужно воспитывать будущих героев. И пример для подражания – героизм воинов – интернационалистов.
Разумная и взвешенная публикация с трезвой оценкой фактов.