Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

Шведский нейтралитет, строго говоря, есть в исторической перспективе весьма неоднозначное явление. Именно поэтому данное словосочетание используется во многих работах в кавычках или с некоторым подтекстом. Но это тема отдельная, частично ее затронул в своих очерках и книгах наш автор Б.Н. Григорьев — см., например, тут:

Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

Деятельность советской разведки в Швеции во время Великой Отечественной войны — Молодость в сапогах.

proarm1.ru

Мы же расскажем читателю о шведской бронетехнике, при этом не будем копировать существующие русскоязычные статьи, а обратимся к архивам и оригиналам документов. Сразу уточним — лучшая статья по теме, на наш взгляд, предсказуемо у Ю.Пашалока, там хотя бы есть ссылки на документы.

На самом деле, вся русскоязычная «лирика» про эту машину срисована преимущественно вот с этой статьи:

Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

Swedish tanks: WW2 medium tank projects

fromtheswedisharchives.wordpress.com

Мы предоставляем читателю возможность самостоятельно ознакомиться с оригиналом, который может помочь прочитать автопереводчик из Яндекса (например). Там есть много интересных фото и даже эскизы и чертежи.

А теперь о танках…

Шведская армия образца 1939 года к войне была не готова вообще никак. Ни в плане оснащения, ни в плане обучения, ни в плане разработок новых систем вооружения. Во всяком случае, так пишут современные шведские историки. Процитируем тут вышеуказанный очерк Григорьева:

«Количество необученных военнообязанных из всего призывного контингента Швеции, согласно А.Обергу,  составляло 400 тысяч человек. На 1 сентября 1939 г. ВВС Швеции начитывали 120 самолётов, сведенных в 4 эскадрильи (к концу войны у ВВС было уже 800 боевых машин или 14 эскадрилий). Танковые части удалось сформировать лишь к 1942 году (к началу второй мировой войны у шведов был всего лишь 1 танковый батальон).»

Понятно, что такие армия и флот отразить потенциальное вторжение Германии или Англии с Францией не могли в принципе, отсюда и своеобразная внешняя политика. Однако, надо признать, меры шведским правительством принимались, и имеющиеся прорехи в обороне старательно затягивались. Иногда вполне успешно.

Слабое оснащение бронетехникой вооруженных сил Швеции отнюдь не являлось признаком отсталости промышленности. Напротив. В Швеции перед войной создавали вполне конкурентноспособные образцы техники, некоторым даже удалось повоевать и достигнуть определенных успехов.

Шведский легкий танк L-60 фирмы Landsverk, одна из модификаций которого под обозначением strv m/38 долгое время составляла основу бронетанковых войск страны. Машина продавалась зарубеж, в частности в Венгрии на основе данного образца разработали свой танк - "Толди". На шасси L-60 шведы разработали весьма удачную ЗСУ Landsverk L-62 Anti, выпускавшуюся потом в Венгрии под обозначением 40M Nimrod и активно применявшейся на фронтах Второй мировой венгерскими и финскими (позднейшая модификация) войсками.

Шведский легкий танк L-60 фирмы Landsverk, одна из модификаций которого под обозначением strv m/38 долгое время составляла основу бронетанковых войск страны. Машина продавалась зарубеж, в частности в Венгрии на основе данного образца разработали свой танк — «Толди». На шасси L-60 шведы разработали весьма удачную ЗСУ Landsverk L-62 Anti, выпускавшуюся потом в Венгрии под обозначением 40M Nimrod и активно применявшейся на фронтах Второй мировой венгерскими и финскими (позднейшая модификация) войсками.

ЗСУ 40M Nimrod из коллекции танкового музея в Кубинке (до создания парка "Патриот").

ЗСУ 40M Nimrod из коллекции танкового музея в Кубинке (до создания парка «Патриот»).

Фото военного времени.

Фото военного времени.

Но если Landsverk L-62 Anti и ее последующие модификации были по тому времени «вполне на уровне», то собственно танки шведской армии явно выглядели слабовато на начало 40-х годов 20 века. Даже модернизированный вариант strv m/40 с усиленным до 50 мм бронированием.

Ответом на «веление времени» стал проект «тяжелого» (по стандартам советско-германского фронта — максимум среднего) танка с 75-мм пушкой, позже принятого на вооружение под обозначением Strv m/42 (от stridsvagn -боевой танк).

Его истоки, согласно наиболее распространенной версии, лежат в отвергнутом венграми проекте среднего танка, который затем был доработан под требования шведских военных в связи с невозможностью получить зарубежные образцы из-за активизации боевых действий в Европе (нападение Германии на СССР). Новый шведский танк обходился дороже, чем, например, немецкий Pz III, но вариант с покупкой у Германии, как уже сообщалось, отпадал автоматически после 22 июня 1941 года. Немцам стало не до экспорта.

Вся последующая информация взята исключительно из шведских источников и бессмертные творения отечественных экспертов в области истории БТТ НЕ КОПИРУЕТ.

Вариантов (модификаций) Strv m/42 было несколько. Разнообразие это было вынужденным.

В ноябре 1941 года был размещен первый заказ на Strv m/42 на фирме Landsverk. Контракт заключили на 100 танков из 160, предусмотренных к выпуску. Они были оснащены двумя двигателями Scania-Vabis каждый по 160 л.с. и электромеханической КПП немецкой Zahnradfabrik Friedrichshafen (ZF). Такая конфигурация обозначалась TM (T — два двигателя и M — электромеханическая трансмиссия). Остальные 60 танков были заказаны в январе 1942 года. Из-за ограниченных производственных ресурсов фирмы Landsverk этот заказ был размещен на фирме Volvo, что в принципе являлось положительным моментом в плане безопасности. Сосредотачивать все производство основных боевых единиц на одном заводе посчитали рискованным. Volvo выпустила две версии Strv m/42 – 55 штуки с дополнительным обозначением TH (два двигателя от Scania-Vabis, каждый имел гидромеханическую трансмиссию от Lysholm-Smith) и 5 штук с дополнительным обозначением EH (один двигатель — совершенно новый двигатель A8B на 410 л.с. от Volvo, а также более надежная гидромеханическая коробка передач от Lysholm-Smith).

После принятия Закона об обороне 1942 года выпуск танков решено было нарастить, и в конце июня того же года шведская промышленность произвела еще 122 тяжелых( по шведской классификации) танка модели Strv m/42. Этот заказ также был разделен между Landsverk и Volvo — фирме Landsverk заказали 70 штук TH и 10 штук EH и на Volvo заказали еще 42 EH. Таким образом, всего было выпущено 282 штуки Strv m/42 (100 TM, 125 TH и 57 EH). Поставки Strv m/42 происходили в период с апреля 1943 года по январь 1945 года и они были направлены в тяжелые танковые роты бронетанковых бригад.

Ниже приведены техпаспорта на перечисленные типы танков.

В прошлом секретный техпаспорт на танк модификации TH.

В прошлом секретный техпаспорт на танк модификации TH.

Перевод (выполнил по нашей просьбе Б.Н. Григорьев):

В верхнем левом углу реквизиты отдела материального снабжения, в центре штамп с грифом секретности, справа вверху дата 1.9.1952 и номер листа (8).

Правая рамка с изображением: Наименование Strv m/42 TH. Вес 22.5 тонн. Национальная принадлежность: Швеция. Год выпуска 1944.

Длина 6220 мм (с пушкой в горизонтальном положении на 12 часов)

Ширина 2340 мм

Высота 2585 мм

Удельная мощность двигателя 12,9 hk/ton

Макс. скорость 42 км/час

Заправка горючего 350 л.

Радиус действия по грунт. дорогам мах 155 км.

Давление гусеницы макс. 2,66 кг на 1 см².

-« -« -« при обычной езде 0,68 кг на см² .

Клиренс 400 мм.

Преодоление препятствий:

рвы 2400 мм,

брод 1000 мм,

подъём 40º .

Поперечная устойчивость 30˚ .

Относительная длина гусеницы 1,96.

Ширина гусениц/ сечение (?)гусеницы 380/95.

Длина прилегания гусеницы около 3725 мм.

Тип гусениц стальные пластины, сухая установка, ручные болты, петельная пригонка.

Образца пластин гусеницы – два пустых прямоугольника.

Опорные катки 6 пар диаметром 620 мм.

Подвеска торсионная (дословно — торсионные стержни)

Амортизация – гидравлические с двойным эффектом, телескопические, 2 на каждую сторону (колесо 1 и 2)

Тип двигателя — бензиновый, с охлаждающей жидкостью 2х6 цил.

Двигатель изготовлен – Скания-Вабис L 603/1

Макс. эффект – 290 hk при 2300 оборотов в мин. (максимальная мощность — 290 л.с. при 2300 об/мин.)

Силовая передача – двухскоростная, гидравлическая Люсхольм-Смит,с синхронизированной коробкой передач, 2 передних и 1 задняя,

Экипаж 4 чел.: командир, стрелок, заряжающий и водитель.

Далее правая колонка:

Вооружение и боеприпасы:

7.5. см пушка m/41 L/ 31, ниже в графе начальная скорость (видимо) и вес снаряда (видимо). 4(?) пулемета калибра 8 мм, боезапас 59 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулеметам.

Далее таблица с толщиной брони. Верхняя половина — башня (фронт, маска пушки, бок), нижняя — корпус (шасси) — фронт, бок, крыша, дно.

Прочее (еще ниже в правой колонке):

Диапазон углов вертикальной наводки от -15 до +25 градусов, горизонтальной — 360 градусов.

Аббревиатура «ТН» в данном случае определяет установку двух двигателей и гидромеханическую трансмиссию.

Фрагмент информационной брошюры (краткого описания) по модификации EH. Техпаспорта см. ниже по аналогии без перевода.

Фрагмент информационной брошюры (краткого описания) по модификации EH. Техпаспорта см. ниже по аналогии без перевода.

Техпаспорт модификации ЕН.

Техпаспорт модификации ЕН.

Техпаспорт послевоенной модификации ТV, в которую переделали порядка 70 машин путем замены трансмиссии - установлена 5-скоростная механическая коробка передач Volvo, т.е. переделки подверглись танки ТМ.

Техпаспорт послевоенной модификации ТV, в которую переделали порядка 70 машин путем замены трансмиссии — установлена 5-скоростная механическая коробка передач Volvo, т.е. переделки подверглись танки ТМ.

«Тяжелый» шведский танк был очень непростым в управлении и обслуживании. И главными проблемами тут стали не только многократно упомянутые недостатки электромеханической трансмиссии. И даже не сюрпризы нового движка от Volvo. Проблемы создавали еще и специфические пропорции танка, вынуждавшего танкистов при маневрировании изобретать разнообразные приемы, которые в шведских источниках именуются «рычажной технологией».

Любителям критиковать советское танкостроение было бы полезно знать, что танки выпуска будущего автомобильного гиганта в 1943 году регулярно воняли горелой изоляцией, постоянно требовали замены опорных катков, гусениц и тормозных лент, а регулировка управления требовалась через 4-5 миль пробега.

Танкостроение — очень специфическая отрасль, особенно если танкам предстоит воевать, а не просто радовать глаз высокого начальства в парадном строю.

Даже для 1943 года strv m/42 был весьма неплохой машиной, особенно для данного ТВД. К чисто шведской специфике следует отнести большой угол склонения орудия - 15 градусов. Все же Скандинавия имеет преимущественно сложный рельеф, где подобное конструктивное решение позволяет поражать цели, расположенные, например, у подножия холма.

Даже для 1943 года strv m/42 был весьма неплохой машиной, особенно для данного ТВД. К чисто шведской специфике следует отнести большой угол склонения орудия — 15 градусов. Все же Скандинавия имеет преимущественно сложный рельеф, где подобное конструктивное решение позволяет поражать цели, расположенные, например, у подножия холма.

При том при всем шведы творчески переработали и осмыслили имеющийся на тот момент опыт боевого применения танков, показав, что есть уроки, которые не обязательно проходить самостоятельно. В частности, командирские машины с радиостанциями имели муляж второго пулемета, вместо которого как раз радио и монтировалось, а линейные машины, наоборот, имели «фиктивные» антенны. Таким обозом, выбить командирские танки, вычислив их по характерным признакам, противник бы не смог. Почему до столь очевидного решения не додумались отечественные конструкторы предвоенного периода, история умалчивает.

Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

Тактика танкового десанта при действиях в условиях городской застройки или лесистой местности вовсе не так абсурдна, как любят это представлять некоторые эксперты. Шведы имели на вооружении БТР собственной разработки, при этом действия танкового десанта постоянно отрабатывалось на маневрах. Таких снимков много (см. ниже).

Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

Понимание необходимости усиления вооружения наиболее мощного своего танка среди шведских конструкторов и военного руководства, безусловно, присутствовало.

Ниже приведен первый лист протокола совещания 1944 года Всего по данной теме их было три в том году), посвященных оснащению танка Strv m/42 более мощной пушкой. Указано, что существующий вариант 7,5-см kan m/41 strv обладает недостаточной бронепробиваемостью, и замена явно необходима, учитывая развитие танков, наблюдавшееся во время войны. Рассматривается вариант калибром 57 мм, но в конце концов принято решение дать разрешение фирме Bofors установить пушку 75-мм pvkan m/43 для испытаний.

Первый лист. Прилагаемые чертежи выполнены в масштабе 1:5 и приложить их тут никак не выйдет. Но для желающих ниже даем ссылку на шведский архив.

Первый лист. Прилагаемые чертежи выполнены в масштабе 1:5 и приложить их тут никак не выйдет. Но для желающих ниже даем ссылку на шведский архив.

Еще один любопытный документ. Оригинальное название: «VPM med förslag till riktlinjer för planering och utprövning av nya stridsvagnar m.m.» В этой записке (29.11.1944) предлагаются руководящие принципы для будущей разработки бронетехники. Она начинается с обсуждения зарубежных разработок и сообщает, что противотанковое оружие достигло такой степени эффективности, при которой простое строительство более тяжелобронированных танков больше не кажется экономически эффективным. В то же время растет спрос на “танки поддержки” (самоходные орудия и истребители танков). Имея это в виду, в меморандуме предлагается ряд новых разработок, в основном улучшений существующих конструкций, и предполагается, что использование новой “разделенной” башни с автоматической пушечной установкой может быть хорошей идеей.

Первый лист.

Первый лист.

Полностью документ доступен по ссылке:

Memo regarding guidelines for new AFV development (1944) – Swedish tank archives (mod16.org)

Перспективы развития шведской бронетехники в послевоенный период иллюстрируют следующие чертежи и документы.

Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

ПЕРЕВОД:

«Акционерное общество Ландсверк

Почта Телефон Телеграф

отделение Ландсверка в Ландскруне».

Далее мелко по-английски: «Коды»  и т.д.

Справа вверху штамп: «СЕКРЕТНО. Согласно королевскому закону № 757 от 1938 г.»

От руки: «Сек(тор? ция?) I»

Текст ниже штампа: Королевское армейское управление Отдел материального обеспечения.

Бюро автотранспорта

Стокгольм

Наш код…   Дата…

В отношении типов танков:

Ссылаясь на разговор по телефону с инженером Берге 7 числа этого месяца пересылаем вам список* выпускаемых различных типов танков и схемы (рисунки) планируемых аналогичных S-1300-1308 и S-1333-S-1335.

*Ранее получены 20.9.1948 г..

С уважением — Арвид Янсен, А.О. Ландсвэрк

Приложение: список, схемы.

Письмо датировано 1949-04-09 и содержит данные и чертежи некоторых современных на тот момент типов танков, производившихся там, а также ТТХ и чертежи для ряда боевых машин, разработанных компанией за свой счет в инициативном порядке.

Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.
Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

Для самостоятельного изучения:

Swedish tank archives – more than you ever wanted to know about swedish AFV development (mod16.org)

В качестве топлива в большинстве случаев указано Motyl 25, что представляет из себя смесь этанола и обычного бензина в пропорциях 25% этанола и 75% бензина. Во время Второй мировой войны такая смесь широко использовалось, чтобы компенсировать нехватку нефти в Швеции, причем были распространены также как Motyl 50 (50% этанол), так и Motyl 75 (75% этанол). Сегодня почти то же самое в виде коммерческого топлива E85 доступно на многих заправочных станциях.

Танк Strv m/42 и другая бронетехника шведского производства.

Так что шведское танкостроение можно назвать самым экологически чистым по тем временам.

Экономные шведы свои устаревшие танки модернизировали и переделывали в САУ и инженерные машины, подарив им вторую и даже третью жизнь.

Однозначно устаревшие башни устанавливали в качестве неподвижных огневых точек вдоль побережья и для охраны военных баз.

Огневая точка в системе береговой обороны.

Огневая точка в системе береговой обороны.

Глубокая модернизация Strv m/42 - Strv 74.

Глубокая модернизация Strv m/42 — Strv 74.

САУ PVKV m/43 долгое время была единственным потенциальным средством борьбы с "танками вторжения", т.е. с советскими, вплоть до появления в Швеции "Центурионов". За основу взят Strv m/42 EH, машина выпускалась с 1947 года, позже изначально открытая рубка получила таки крышу. Первые два катка были усилены. В начале 60-х машины прошли модернизацию (замена двигателя) и продолжили службу.

САУ PVKV m/43 долгое время была единственным потенциальным средством борьбы с «танками вторжения», т.е. с советскими, вплоть до появления в Швеции «Центурионов». За основу взят Strv m/42 EH, машина выпускалась с 1947 года, позже изначально открытая рубка получила таки крышу. Первые два катка были усилены. В начале 60-х машины прошли модернизацию (замена двигателя) и продолжили службу.

То, что вы, уважаемые читатели, прочитали, это ОБЗОР, а не полная энциклопедия шведского танкостроения. Многое осталось «за кадром», но таки это не книга, формат статьи большего втиснуть не позволяет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top Яндекс.Метрика